Авторские права в сети интернет (ПАО «МТС»)


Проблемы охраны авторских прав и интеллектуальной собственности при текущем уровне развития информационно-телекоммуникационных технологий остаются открытыми в рамках существующей законодательной базы (Гражданский Кодекс РФ, Часть IV). С целью совершенствования данного вопроса Министерством культуры Российской Федерации был подготовлен проект закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В основу данного законопроекта, легла Концепция глобальной лицензии, представленная Российским союзом правообладателей, как новый инструмент управления интеллектуальными правами в сети Интернет. В законопроект были введены позиции, затрагивающие ответственность операторов связи, их технологические ресурсы, с целью принятии мер по ограничению доступа, проведения работ по анализу трафика, а также ряд других. 

Для оценки технической возможности реализации положений законопроекта крупнейшие российские операторы воспользовались экспертизой ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» для подготовки соответствующего заключения.

25 декабря в Общественной палате Российской Федерации прошли нулевые чтения по законопроекту «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». От лица ОАО «ГИПРСВЯЗЬ» выступил руководитель проектов Алексей Иванов, представивший заключение.

В заключении делается вывод о наличии ряда существенных технических проблем, которые могут препятствовать достижению целей разработчиков Концепции глобальной лицензии. В частности, предлагаемое решение для идентификации и учета объектов авторских прав, используемых в сети Интернет, не обеспечит достаточной достоверности такого учета, необходимой для справедливого распределения вознаграждения между правообладателями. Достоверность учета снижается вследствие наличия в российских сетях связи значительных объемов трафика, в отношении которого отсутствует возможность проведения анализа его содержания. Общие объемы такого трафика уже сейчас составляют около 30% и включают в себя трафик протоколов, предполагающих шифрование данных, таких как HTTPS, а также трафик пиринговых систем обмена данными. В течение последующих двух лет общие объемы трафика, не поддающегося анализу, достигнут 50%, что связано с ярко выраженной тенденцией перехода наиболее популярных информационных ресурсов Интернета на защищенные протоколы, гарантирующие

конфиденциальность действий пользователей. 

Отмечается, что финансовые затраты на техническую реализацию предлагаемого решения будут в разы превышать потенциальные объемы рынка глобального лицензирования, прогнозируемые авторами Концепции. Это связано с необходимостью установки и последующего обслуживания оборудования глубокого анализа контента в сегментах сети каждого из российских операторов связи, имеющих лицензию на оказание услуг по передаче данных (сейчас реестр Роскомнадзора содержит более 7 тысяч соответствующих лицензий). При этом такое оборудование вначале должно быть разработано и протестировано в условиях реального трафика российского сегмента сети Интернет. Также в заключении ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» указано на то обстоятельство, что операторы связи должны будут направлять весь абонентский трафик на оборудование, устанавливаемое аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе, для последующего глубокого анализа данного трафика. При этом оператор связи фактически, разделяет с третьим лицом свою ответственность за обеспечение тайны связи, установленную как национальным законодательством, так и международными обязательствами Российской Федерации, предусмотренными регламентом международной электросвязи. 

В целом по итогам нулевых слушаний, прошедших в Общественной палате, необходимо отметить, что Концепция глобальной лицензии и разработанный на ее основе законопроект не получили поддержки ни одной из сторон, принимавших участие в обсуждениях, за исключением самих авторов Концепции.