Новости


ПАО «ГИПРОСВЯЗЬ»: страницы истории

Глава I

В преддверии 90-летия компании мы совершим краткий экскурс по значимым этапам истории развития ГИПРОСВЯЗИ. «Краткий» – поскольку сложно вместить в ограниченное количество публикаций путь, который прошел за 90 лет ведущий проектный институт отрасли «Связь», сохранив на всем его протяжении верность выбранному курсу.
Начало истории было положено решением Наркомата почт и телеграфов Союза ССР от 17 января 1932г., гласившим, что «...Для проектирования сверхлимитных, а также типовых сооружений связи в ведении Центрального Управления капитальным строительством Наркомата связи СССР (ЦУ Стройсвязи) организовать трест по проектированию «Связьпроект», действующий на уставе и полном хозяйственном расчете».
В соответствии с возложенными задачами трест занимался проектированием:
• воздушных телеграфно-телефонных линий;
• станционных устройств телеграфа, включая аккумуляторно-генераторные установки);
• каблированием телефонно-телеграфных узлов (проектирование городских подземных кабельных линий);
• высокочастотных установок (в СССР была разработана аппаратура уплотнения цепи 12-ю ВЧ-каналами);
• междугородных телефонных станций;
• телефонных станций ручной системы;
• автоматических телефонных станций;
• гражданских сооружений объектов связи.

Для современных проектировщиков эти названия звучат несколько архаично, однако они характеризуют, говоря современным языком, «уровень информатизации» в те годы и не только в России, но и во всем мире.
Знаковыми для того времени проектами стали:
• 1932 г. – реконструкция Московской телефонной сети;
• переустройство линейной части воздушной телефонной магистрали Москва-Ленинград;
• проекты локальных городских кабельных линий связи;
• 1934 г. – Дом связи в г.Сочи.

В 1937 году Наркомат связи образовал на базе треста «Связьпроект» Всесоюзный трест по проектированию всех видов сооружений связи «Связьпроект» (приказ по Наркомату связи СССР №406 от 22.11.1937). В него были включены проектные конторы трестов «Межгорсвязьстрой», «Радиострой», «Связьмонтаж», «Мостелефонстрой». Таким образом, была сформирована организация, объединившая наиболее крупные и квалифицированные проектные коллективы. Фраза «Кадры решают всё» - имела огромное значение для профессиональной организации в постреволюционной стране, истощенной гражданской войной, голодом, большими человеческими потерями.
В части регионального присутствия можно отметить появление отделений в Ленинграде (1937) и Киеве (1938).
История в исполненных проектах отражена на сайте компании в разделе «Проекты/выполненные проекты».
Также в компании имеется книга памяти, выпущенная в 2012 году, в которой аккумулирована персонифицированная информация о специалистах, работавших в ГИПРОСВЯЗИ, в привязке к выполненным проектам и временным периодам. Человеческий капитал всегда был и будет основным приоритетом в деятельности компании, создающей непреходящие ценности своим интеллектуальным трудом.
А знаете ли вы:
Что вопрос подготовки и развития кадров «Связьпроекта» всегда был в центре внимания его руководства?
Из архивов 30-х годов: «Отчет по подготовке массовых кадров». Наименования видов подготовки:
- повышение квалификации - производственное обучение инженеров-стажеров и учеников;
- повышение квалификации лекционным способом;
- повышение квалификации индивидуальным порядком;
- оплата отпускных, подъемных, суточных и др. расходов инженерам, окончившим Ин-т Связи и направленным в трест.

А впереди у «Связьпроекта», как и всей страны, следующий этап истории. Трест проходит проверку на прочность в военные и послевоенные годы.


ПАО «ГИПРОСВЯЗЬ»: страницы истории

Глава II

1941 год, начало великой Отечественной войны. Заметно поредели ряды гражданских связистов, сократилась и численность работников «Связьпроекта» - многие по призыву и добровольно ушли на фронт. В первые месяцы войны важнейшими задачами в отрасли связи стали эвакуация и сохранение специалистов. Началась отправка учреждений связи в эвакуацию. В Уфу были переведены Наркомат связи и «Связьпроект». Вскоре к москвичам присоединилась группа специалистов ленинградского отделения.

С начала военных действий специалисты «Связьпроекта» активно привлекались к выполнению правительственных заданий по восстановлению и строительству новых линий связи для обеспечения обороноспособности страны. С июля до конца 1941 года было организовано 65 новых телефонных каналов по направлениям: Куйбышев-Уфа-Свердловск, Москва-Рязань-Куйбышев-Саратов, Сталинград-Элиста-Ворошиловград и др. В эту самоотверженную работу внесли свой вклад работники «Связьпроекта».

А знаете ли вы:

Что проект прокладки подводного кабеля связи по дну Ладожского озера в 1941 году осуществлен под руководством «Связьпроекта», а для защиты бумажной оплетки от воды использовался чудом найденный на складах ВМФ импортный бронированный морской кабель?

Летом 1943 года трест вернулся в Москву, специалисты ленинградского отделения остались в Уфе. Начиная с этого времени, «Связьпроект» участвовал главным образом в восстановлении предприятий и линий связи в освобождаемых от оккупации районах на базе реэвакуированного и получаемого по ленд-лизу оборудования. Работники принимали участие в восстановительных работах в Донбассе, Орле, Смоленске, Харькове, Киеве, Сталинграде и других городах.

В 1944 году ленинградское отделение присоединилось к московскому для обеспечения растущих потребностей в телефонной связи возвращающихся в Москву организаций.

Начиная с 1945 года, нагрузка на «Связьпроект» увеличилась, как в количественном отношении, так и части профиля работ. В 1945 году был подготовлен проект первой в стране кабельной линии связи (КЛС) Москва-Харьков. Много времени уделялось типовому проектированию: типовые проекты усилительных пунктов для 12-канальной системы уплотнения, 23 типовых проекта АТС, проекты кабельных магистралей для территорий и населенных пунктов всей страны.

В 1947 году по решению Правительства на базе отдела ГТС была организована Московская проектно-монтажная контора для дальнейшего развития МГТС, организаций и ведомств г. Москвы, которая просуществовала до апреля 1951 года.

Трест расширялся, сложнее становились задачи, увеличивался план.

А знаете ли вы:

Трест был хозрасчетной организацией и систематически перевыполнял план по выручке. Дополнительно заработанные средства изымались и шли на поддержку менее успешных отраслевых структур. Руководство регулярно отстаивало право треста на использование полученной выручки в целях развития.

17 апреля 1951 года приказом министра связи № 395 Всесоюзный трест «Связьпроект» был реорганизован и переименован в Государственный институт по изысканиям и проектированию сооружений связи «Гипросвязь» с сохранением ленинградского (впоследствии Гипросвязь-2) и киевского (Гипросвязь-3) отделений. В 1958 году был организован Тбилисский филиал, а в 1954 в Новосибирске – «Гипросвязь-4». В 1970 году было создано Минское отделение, которое ныне является головным проектировщиком отрасли в Республике Беларусь.

Вы обратили внимание на написание имени компании «Гипросвязь»?

Написание имени компании заглавными буквами, «ГИПРОСВЯЗЬ», юридически узаконено в конце 90-х годов после проведения акционирования и формирования обновленного пакета учредительных документов.

Начиная с 1950 года, институт приступил к проектированию первой кабельной линии с применением отечественного кабеля (МК-32х2) и высокочастотной аппаратуры, протяженностью десятки тысяч километров – с востока на запад России. Работы продлились до конца 50-х годов.

А знаете ли вы, что:

В 1949 году был создан Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КоКом — международная организация для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны. В эпоху холодной войны КоКом составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны «восточного блока», а также устанавливал ограничения по использованию товаров и технологий, разрешённых для поставки в виде исключения.

Среди технологий, попадавших под запреты КОКОМ, в первую очередь, были телекоммуникационные. Развитие отрасли Связь осуществлялось с использованием оборудования отечественного производства, в послевоенные годы использовались трофейные ресурсы. Все Гипросвязи, в составе Государственного института по изысканиям и проектированию сооружений связи, были задействованы в процессе восстановления экономики страны в части своих компетенций.


Глава III

В конце 60-х годов стало ясно, что возможности дальнейшего роста каналов на кабельных магистралях с симметричным кабелем и аппаратурой К-60 и К-60П по многим направлениям исчерпаны. Начался переход на технологию коаксиальных кабелей с использованием систем передачи К-1920 (позволяет организовать 1920 каналов тональной частоты или 300 каналов ТЧ и один телевизионный канал) и К-3600 (позволяет организовать 360 каналов ТЧ или 1800 каналов ТЧ, а также канал ТВ и ЗВ). Одним из первых проектов в начале 70-х годов стала магистраль Москва-Днепропетровск, а несколько позднее, Москва-Минск. В конце 70-х аналогичная КЛС была спроектирована и построена на западе – Москва-Ленинград. Участие принимали московская Гипросвязь и Гипросвязь-2 – Ленинград.

За 30 лет с начала строительства КЛС их протяженность достигла 100 тыс. км. Нет необходимости уточнять в данной публикации, что позиции лидера проектирования держала «Гипросвязь».

А знаете ли вы:

Что в 1969-1970гг. «Гипросвязь» ежегодно публиковала информационные материалы по тематике работы института, которые были обязательны к изучению всеми отраслевыми предприятиями. Также публиковались типовые проекты по наиболее востребованным продуктам связи.

Потребности страны в международных коммуникациях стимулировали развитие международной телефонной связи. В 1965 году в Москве началось проектирование на самой крупной АМТС (тип АМТС-2) на 2500 каналов. Станции меньшей емкости АМТС-3 на 320 каналов были установлены в Воронеже, Пензе, Туле, Тамбове, Калинине, Казани, Перми и др.

В 1980 году был завершен еще один уникальный проект – крупнейшей в СССР АМТС ММ-9, ныне известная, как «девятка», емкостью более 6900 каналов. В том же здании одновременно была пущена в эксплуатацию АМТС квазиэлектронного типа «Метаконта-10» югославской компании «Искра». «Девятка» живет и здравствует по сей день и является крупнейшим национальным телекоммуникационным узлом – точкой операторского интерконнекта и пиринга AS интернет.

Перечисленные работы, связанные с автоматизацией телефонной связи, выполнялись специалистами отдела МГТС «Гипросвязи». Они также участвовали в проектировании телеграфной связи в российских городах, устанавливали перспективные по тем временам югославские станции КК «Никола Тесла», отечественные ФТ-ПС-ДК, ПТСК, АТК.

Большое внимание уделялось работам по организации передачи газет по фототелеграфу, что на тот момент было революционным нововведением.

Специалисты «Гипросвязи» проектировали автоматизированную систему резервирования авиабилетов «Сирена-1», занимались технологической реконструкцией ТАСС, зданий Аэровокзала, Мирового метеоцентра.

И, конечно, именно «Гипросвязь» стала проектировщиком средств связи для Олимпиады-80. В рамках этих работ проводилась модернизация и реновация объектов связи по всей Москве, включая и международный сегмент. Важное место заняли работы по организации трансляций в цвете видео-контента и каналов голосового сопровождения в мировые сети. Институт и его сотрудники получили награды, почетные дипломы, государственные премии за свои успехи на профессиональном поприще. Было внедрено множество нетривиальных технических решений – сейчас бы мы их назвали инновационными.

А знаете ли вы:

Что Олимпиада рассматривалась в первую очередь не как спортивное мероприятие, а как политическое? Успех Олимпиады - дело чести всей страны. И «Гипросвязь» своим трудом внесла огромный вклад в успешное ее проведение. Задач было очень много, к примеру, трансляции видео с Олимпиады. В то время не было мощнейших магистралей Интернет и CDN. Видео транслировалось, как правило, по спутниковому каналу, арендуемому на время проведения спортивных соревнований. Голос комментатора шел по отдельному звуковому каналу. Это все необходимо было увязать воедино и устранить спутниковую задержку. Кстати, технология, разработанная в то время, существовала до начала 2000-х годов, до активного развития сетей IP/MPLS.

К числу направлений работы института относились и радиофикация, и создание сетей факсимильной связи, также специалисты «Гипросвязи» приглашались на Кубу, в Польшу, во Вьетнам, Монголию, Китай, Сев. Корею, где создавали крупные комплексные проекты связи в рамках Союза Экономической Взаимопомощи - межправительственной организации, функционировавшей с 1949-го по 1991-й годы и объединявшей в единый экономический блок «страны народной демократии».

А знаете ли вы:

Что вся сеть МГТС, обслуживающая Правительство, организации, спецпотребителей и частных пользователей с «0» спроектирована ГИПРОСВЯЗЬЮ. При модернизации сети, проходившей в 80-е-90-е гг., был заложен высочайший уровень надежности сети. Это позволило в перестроечное и постперестроечное время организовать на базе существующих проводных ресурсов функционирование нескольких десятков совместных предприятий, предоставляющих потребителям цифровые каналы 2 Мб/с, линии ISDN, в позднее aDSL, функционирование коммерческих сетей междугородной и международной телефонной и факсимильной связи, а также сети ТЕЛЕКС. Российские сотрудники и иностранные участники совместных предприятий, которые начали образовываться в конце 80-х, начале 90-х годов для оказания современных телекоммуникационных услуг, высоко оценили потенциал спроектированной ГИПРОСВЯЗЬЮ сети.


Глава IV

Конец 80-х годов XX века ознаменовался запуском прорывных цифровых технологий в сфере связи во всем мире. Волоконно-оптические кабели, системы плезиохронной и синхронной цифровой иерархии несли с собой невиданные ранее возможности по наращиванию услуг связи нового поколения, усиления значимости сетей передачи данных в системе коммуникаций, приход Интернета в нашу жизнь. «Гипросвязь» не осталась в стороне от этого.

А знаете ли вы:

Что в 1984-1995 гг. «Гипросвязь» выпускала ежегодный «Сборник материалов по проектированию» серии «Проводные средства связи, проводное вещание, почтовая связь»

Но начать нужно с того, что 1982 год – это год 50-летия со дня основания «Гипросвязи». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.82 39 работников института были награждены орденами и медалями, а институт «Гипросвязь» - Орденом Трудового Красного Знамени.

А знаете ли вы:

Что в эти годы означало награждение такой большой группы невоенных специалистов орденами и медалями? Это единичное событие и признание их значимого вклада в укрепление репутации и технологического оснащения страны.

Орден Трудового Красного Знамени – одна из высших общегражданских наград СССР, присуждавшаяся за трудовые заслуги. В стране можно по пальцам пересчитать предприятия, удостоенные такой награды.

Институт всегда находился на острие технологических инноваций, которые он применял в проектах, имеющих первостепенное значение для страны. Крупнейшим проектом конца 80-х и всего последующего десятилетия стало создание Транссибирской линии связи (ТСЛ). Это был старт создания национальной цифровой транспортной сети России. В 1993 году Российским Правительством была одобрена «Концепция развития связи Российской Федерации», в которой новое капитальное строительство волоконно-оптических линий связи с цифровыми системами передачи было введено в рамки наиболее предпочтительных направлений цифровизации первичной сети. Концепция нашла свое продолжение в «Основных положениях развития Взаимоувязанной сети связи (ВСС) РФ на период 1993-1995 и перспективу до 2005». Следует отметить, что на прорыв в цифровизации России повлияла отмена ограничений Международной организации КОКОМ на предоставление РФ передовых технологий.

А знаете ли вы:

В перестроечную и постперестроечную эпохи подход КоКом к экспорту товаров в страны СНГ и Восточной Европы смягчился. Организация прекратила свою деятельность 31 марта 1994 года. Это дало возможность совершения технологического скачка в нашей стране, как в качественном, так и в количественном отношении. «ГИПРОСВЯЗЬ» приступила к проектированию телекоммуникационной инфраструктуры на базе оборудования практически всех мировых производителей.

В 1997 году институт ГИПРОСВЯЗЬ стал открытым акционерным обществом, ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ», и вошел в холдинг ОАО «Связьинвест», став ведущей проектной организацией телекоммуникационных компаний Группы «Связьинвест».

Начинается эра цифровых технологий в России и ГИПРОСВЯЗЬ - у ее истоков.


Глава V

Период с конца 90-х гг. XX – начало XXI века по можно назвать «новейшей» историей ГИПРОСВЯЗИ. И по-прежнему эта история неразрывно связана с историей своей страны.

В рамках ОАО «Связьинвест» ГИПРОСВЯЗЬ принимает участие в разработке и внедрении новейших технологических решений для 7 Межрегиональных компаний связи и оператора дальней связи АО «Ростелеком», а после их слияния в 2011 году входит в состав Группы компаний Ростелеком. На ПАО «Ростелеком» Правительством России регулярно возлагаются значимые для страны задачи федеральных масштабов – участие в реализации Национальных проектов в качестве единственного исполнителя. С 2014 года запущен проект цифровизации РФ «Устранение цифрового неравенства», его поглотила новая Нацпрограмма «Цифровая экономика Российской Федерации». В их рамках ПАО «ГИПРОСВЯЗЬ» выполняет огромный объем проектных работ, связанных с предоставлением доступа к сети Интернет различным категориям потребителей – частным лицам, организациям, государственным структурам. Помимо этого, ГИПРОСВЯЗЬ, являясь профильным проектным институтом отрасли Связь, оказывает услуги большому сегменту заказчиков, заинтересованных в развитии собственных ИКТ систем. Наличие допусков и лицензий на проведение работ, связанных с государственной тайной, позволяет компании сотрудничать с силовыми структурами, также развивающими и модернизирующими собственную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Высокие требования рынка, предъявляемые к ГИПРОСВЯЗИ, стимулируют развитие компании, автоматизацию рутинных процедур, трансформацию традиционных бизнес процессов в целях повышения производительности труда и эффективности операционной деятельности. Компания сочетает внутренние трансформационные процессы с ростом объемов и разнообразия выполненных работ, осваивая новые компетенции и развивая новые направления бизнеса.

Среди выполненных в последние годы работ можно отметить:

·        Телекоммуникационная инфраструктура для Олимпиады 2014 в г.Сочи, 2010-2014

·        Генеральная схема развития сети связи АО «Связьтранснефть» на 2011-2017гг.;

·        Инфраструктурное развитие КЖД (Количество площадок: 53; ВОЛС: 443 км, прохождение государственной экспертизы), 2016 г.;

·        «Модернизации системы видеонаблюдения, построенной на базе распределенных ЦОД» (8 ЦОД, ГАС «Выборы»), 2017-2018 гг.;

·        Устранение цифрового неравенства, заказчик: ПАО «Ростелеком», 2015-2021гг.;

·        Телекоммуникационная инфраструктура для зимней Универсиады 2019 в г. Красноярске, 2017-2018 гг.;

·        «Закон Яровой» - исследование возможности технической реализации законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» на сетях операторов связи», 2018 г.;

·        «Суверенный интернет» - Концепция обеспечения безопасности, концепт и проект ФЗ по заказу Администрации Президента РФ и Минцифры России, 2019 г.;

·        Контрольно-корректирующая станция глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, 2020 г.;

·        Разработка системного проекта на оказание услуг с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам и к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 2020 г.;

·        Системный проект – «Центр мониторинга и управления Сетями Связи Общего Пользования», 2020 г.;

·        «УЦН» - системный проект предоставления универсальных услуг связи в рамках проекта УЦН, 2020 г.;

·        Разработка концепции создания высоконадежного распределенного центра обработки данных, включая технико-экономическое обоснование и проект задания на проектирование в рамках титула «Проектно-изыскательские работы по строительству высоконадежного распределенного Центра Обработки Данных», 2020 г.;

·        Системный проект на модернизацию сети связи ПАО «Ростелеком» в целях обеспечения оказания услуг связи в рамках государственных контрактов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», 2020-2021гг.;

·        «Импортозамещение» - Корпоративный план импортозамещения в ПАО «Ростелеком», 2019 г.;

·        «Информационная безопасность» - Анализ устойчивости, рисков и угроз безопасного функционирования ЕСЭ РФ, 2020-2021 гг.

 

Перечисленные проекты завершены и приняты Заказчиком, а сколько еще находится на стадии обсуждения, в работе. Впереди ГИПРОСВЯЗЬ ждут новые задачи, непростые трудовые будни, напряженные планы и знаменательная дата 17 января, к которой мы приходим с гордостью за свою компанию – ордена Трудового Красного Знамени проектный институт «ГИПРОСВЯЗЬ».